Программирование для юных разработчиков: учим код через игры
Создать свою первую программу можно самостоятельно, и для этого необязательно смотреть лекции и читать книги. Рассказываем и показываем, как научиться программировать, играя.

26.09.2024
Изучать кодинг можно тысячью способов, и самый эффективный из них для ребёнка – в процессе игры. Это весело, полезно и эффективно, потому что основано на практике, которая в изучении программирования играет главную роль.

Начинать стоит с малого, поэтому мы отобрали для вас несколько сайтов с играми для изучения и игр, которые новичок может сделать самостоятельно.

Содержание:

1. Игры для изучения программирования
2. Игры, создание которых поможет в изучении программирования
Игры для изучения программирования

1. Scratch
Кодовые команды здесь становятся мультиком.
Языки программирования (ЯП): Scratch
Стоимость: бесплатно
Русский язык: есть

Это визуальный язык программирования, поэтому всё, что вам нужно делать – выбирать, перетаскивать и настраивать блоки с кодом, создавая свою анимацию. Отлично подойдёт для ребят помладше или как самая первая ступень в понимании принципов программирования.

2. Code Monkey
Становимся обезьяной и собираем бананы.
ЯП: Python, CoffeeScript
Стоимость: бесплатно
Русский язык: есть

Ещё одна простая игра для новичков – здесь нужно собрать бананы на поле с помощью команд. Сложность постепенно повышается, но игроку всегда доступны подсказки.

3. CodeCombat
Игрок управляет персонажем с помощью кода, чтобы пройти уровень.
ЯП: Python, JavaScript, C++, Lua
Стоимость: 80 бесплатных уровней, ещё 500 за 3,99 $ в месяц
Русский язык: есть

Сайт ведёт игрока по фэнтези-миру, сменяя локации и усложняя уровни. Перед каждым уровнем можно выбрать язык программирования и приодеть своего героя. Игра оборачивает кодинг в красочную и всем знакомую обложку с драконами и гоблинами, поэтому интересно будет новичкам любого возраста.

4. CheckiO
Путешествие по островам с головоломками.
ЯП: Python, TypeScript
Стоимость: бесплатно
Русский язык: нет

Когда базовые знания о программировании уже наработаны – можно браться за CheckiO. Игра состоит в том, чтобы исследовать острова и решать на них задачи. По окончании каждого уровня игроку показывается самое быстрое и чистое решение.

5. Code Hero
Путешествие по островам с головоломками.
ЯП: UnityScript, C#
Стоимость: бесплатно
Русский язык: нет

Этот 3D-платформер – ваш первый шаг в качестве разработчика игр на движке Unity. Здесь самому или с друзьями вы сможете создавать игровые уровни, изучать фишки местных ЯП, добавлять свои ассеты и креативить, как хочется, от первого лица.

Игры, создание которых поможет в изучении программирования

Следующие игры представлены в книге «Making Games with Python & Pygame», которая подходит начинающим и подробно объясняет каждую функцию в коде. Они научат работать с циклами, таймингом, вводимой игроком информацией, изображениями и анимациями, а также использовать координатную систему. Вот несколько из них:

1. Тетрис
Фигуры разной формы падают сверху вниз, и игрок должен расположить их в полёте так, чтобы полностью заполнить ряд. Каждый заполненный ряд исчезает, а игра заканчивается, когда сложенные фигуры доходят до верхнего края экрана.

Как усложнить: тетрис имеет более двухсот вариаций, но для начала разнообразить игру можно большим количеством фигур, скоростью их выпадения и размером игрового поля.
Где изучить: книга «Making Games with Python & Pygame», глава 7

2. Сокобан

Лабиринт с ящиками, которые требуется поставить на нужные места. Игрок может только толкать (не тянуть) и только по одному ящику за раз.

Как усложнить: добавить конвейерные ленты, телепортацию, кнопки, на которые нужно поставить ящики. Или просто сделать лабиринт запутаннее и увеличить количество кнопок.
Где изучить: глава 9

3. Повтор

Четыре цветные кнопки загораются по очереди. Эта последовательность увеличивается с каждым разом, и игрок должен запомнить и повторить её.

Как усложнить: увеличить количество кнопок.
Где изучить: глава 5

4. Арканоид
Игрок отбивает платформой шар, которым нужно уничтожить все плитки на поле.

Как усложнить: добавить бонусы, сделать плитки движущимися, заставить их опускаться вниз с каждым ходом, что приведёт к концу игры.
Где изучить: пост

5. Змейка

Игрок управляет постоянно движущейся змеёй, которая ест яблоки, чтобы расти. Игра заканчивается, если змея врезается в край игрового поля или кусает сама себя.

Как усложнить: добавить (движущиеся) препятствия и бонусы.
Где изучить: глава 6
Книга «Making Games with Python & Pygame» написана на английском, но это не проблема для онлайн-переводчика, поскольку текста там не так много. К тому же, занимаясь программированием, вы так или иначе прокачаете знание английского языка – как правило, все команды основаны на нём.
Заключение

Начинать лучше всего с визуальных языков программирования. Затем – выбирать тот, что нравится или нужен больше всего, отталкиваясь от того, что хочется программировать. Python универсален и подходит новичкам, поэтому сначала можно взяться за него и после перейти к желаемому ЯП.

Программировать самому – отлично. Учиться у практикующих программистов – ещё лучше. На интенсивных курсах программирования CODDY мы помогаем разрабатывать игры на движках Unity и Godot без подготовки, и делаем первые шаги в становлении юных гейм-разработчиков вместе.